Национальная технолøгическая инициатива
Рынок интеллектуальных систем управления морским транспортом и технологий освоения мирового океана.
Предметная область Маринет — морская отрасль, одна из фундаментальных основ глобальной экономики: свыше 80% объема всех мировых перевозок, более 30% добычи нефти, один из основных резервов в области добычи полезных ископаемых и производства продовольствия. Объем ключевых гражданских сегментов морской отрасли превышает 2,5 трлн долларов в год: на первом месте — морская добыча полезных ископаемых (1,6 трлн долларов), потом — морской транспорт (500 млрд долларов), затем — рыбный промысел и производство аквакультуры (190 млрд долларов), морской туризм (120 млрд долларов) и судостроение (100 млрд долларов). Фундаментальный характер отрасли обусловливает ее долгосрочное развитие на десятилетия и даже сотни лет вперед, а глобальный характер позволяет сразу выходить на мировой уровень компаниям, успешно предлагающим свои решения для морской отрасли.
Развитие технологий в рамках приоритетных рыночных сегментов Маринет не только позволит российским компаниям занять лидирующее положение на выбранных мировых рынках, но и обеспечит России ведущую роль в глобальном процессе формирования информационной среды и стандартов цифровой навигации; повышение привлекательности российских портов и морских транспортных коридоров (в том числе на трассах Северного морского пути); повышение уровня контроля морских акваторий; расширение доступной базы российских природных ископаемых; создание стратегических запасов; а также расширение перспектив освоения минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана; повышение эффективности освоения ресурсов Арктики и Дальнего Востока; усиление конкурентоспособности российских судоходных компаний, добывающих компаний и производителей аквакультуры; повышение конкурентоспособности отечественного судостроения и снижение зависимости от зарубежных технологий, в том числе и в области военного судостроения.
Анализ развития морехозяйственной деятельности многих стран, таких как Япония, Китай, США, Норвегия и др., показывает, что освоение ресурсов Мирового океана содержит, помимо перспектив создания новых рынков объемами в триллионы долларов, гигантский потенциал размещения будущих уникальных производств. Более того, в обозримом будущем Мировой океан может стать основным источником ресурсов, включая энергетические, средой постоянного обитания части человечества, а на стадии развития общества, основанного на мудрости (wisdom based society), сможет предоставлять возможности управления климатом на Земле.
Приоритетными рыночными сегментами «дорожной карты» определены: цифровая навигация (e-Navigation), технологии освоения ресурсов океана и инновационное судостроение. Ключевыми критериями для выбора перспективных сегментов, помимо объемов и динамики роста рынков, являются следующие:
Целью «дорожной карты» является формирование лидерства российских компаний на указанных перспективных рынках морской отрасли. Каждому из сегментов этой интегральной цели соответствуют свои конкретные стратегические цели.
Цели в сегменте цифровой навигации
Цели в сегменте технологий освоения океана
Цели в сегменте инновационного судостроения
Использовать существующие интеллектуальные центры в судостроении РФ и консолидацию отрасли для занятия ниш специализированных судов и инновационных технологий на мировом рынке судостроения, включая буровое судно самого высокого в мире ледового класса, многокорпусный ледокол-лидер и другие перспективные специализированные суда.
Российские судостроительные проекты в нишах судов ледового класса, инновационного скоростного транспорта и другие перспективные проекты.
Перспективным направлением является также развитие технологий «Энергоэффективного судна» — одна из ключевых международных инициатив, направленная на сокращение выбросов в окружающую среду со стороны морского транспорта.
Разработка подводной робототехники, картирование рельефа морского дна для упрощения морской геологоразведки, технологии добычи полезных ископаемых на шельфе, возобновляемые источники энергии океана и системы подводной связи.
«Дорожные карты» — документы стратегического планирования, содержащие комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам. Основными категориями мероприятий «дорожных карт» являются создание, развитие и продвижение технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых рынках.
План мероприятий («дорожная карта») Маринет
В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 1184 утверждено Положение о разработке и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации НТИ. Основным исполнителем по реализации «нормативных дорожных карт» НТИ определены рабочие группы и создаваемые инфраструктурные центры НТИ
Неотъемлемой составляющей рыночных проектов является создание необходимых технологий.
Сегмент цифровой навигации:
Сегмент инновационного судостроения:
Для поддержки долгосрочных фундаментальных исследований предполагается создание научно-исследовательского центра Маринет, объединяющего усилия в этой области различных научных и учебных организаций, а также формирующего единую инфраструктуру для исследований и пилотных проектов, доступную всем участникам.
Для обеспечения реализации проектов «дорожной картой» запланированы мероприятия по совершенствованию законодательства и созданию необходимой инфраструктуры.
Сегмент цифровой навигации:
Сегмент инновационного судостроения:
разработка стандартов ведения буровых работ в Арктике и нормативной базы поддержки российских проектов инновационного судостроения.
Сегмент технологий освоения ресурсов океана:
разработка нормативной базы и стандартов использования подводной робототехники и средств подводной связи и позиционирования.
Развитие системы подготовки кадров:
Российская высокотехнологичная компания, специализирующаяся на разработке и производстве наукоемкой продукции и решений, необходимых для создания, освоения и безопасной эксплуатации сложных технических средств на море и на суше.
Компания обладает внушительным портфелем успешно выполненных заказов по разработке и созданию интегрированных бортовых и береговых морских систем, новых информационных технологий и алгоритмов. Вместе с дочерним предприятием компания «СИТРОНИКС КТ» выполняет работы по формированию полноценной инфраструктуры е-Навигации и создает решения для автономного судовождения. «СИТРОНИКС КТ» — пионер в области навигационных и беспилотных технологий для государственного сегмента — трансформирует многолетний опыт в решения для массового гражданского рынка, создавая уникальные продукты для российских и зарубежных участников коммерческого судоходства и формируя первую в стране цифровую экосистему судоходства. На сегодняшний день по заказу Минтранса России в рамках ФЦП «ГЛОНАСС» создана и постоянно обновляется коллекция электронных навигационных карт, покрывающая почти 70 тысяч км ВВП РФ; успешно выполнено более 35 ОКР, заказанных Минпромторгом России в ходе реализации ФЦП по темам развития гражданской морской техники.
АО «СИТРОНИКС КТ» — единственное российское негосударственное предприятие-член Международной Ассоциации Маячных Служб (IALA), являющейся мировым драйвером е-Навигации. Кроме того, АО «СИТРОНИКС КТ» присоединилось к международному консорциуму Maritime Connectivity Platform в качестве полноправного участника процессов по развитию морской коммуникационной платформы, в том числе с целью объединения трех сегментов — российской (разработчиком которого и является компания «СИТРОНИКС КТ»), европейской и корейской платформ — в единое информационное поле.
Штаб-квартира компании расположена в Санкт-Петербурге. Обособленные подразделения работают в Москве, Самаре и Ульяновске.
Головная компания — ПАО «Дальневосточное морское пароходство». Одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. Диверсифицированный портфель активов FESCO позволяет осуществлять доставку грузов «от двери до двери» и контролировать все этапы интермодальной транспортной цепочки. Большая часть операций группы сосредоточена на Дальнем Востоке России, что позволяет FESCO получать дополнительные преимущества от участия в динамично растущих объемах торговых операций между Россией и странами Азии. Флот группы включает 22 транспортных судна, которые преимущественно осуществляют перевозки на собственных морских линиях, а также четыре ледокола, находящихся в управлении FESCO на правах долгосрочной аренды.
Лидер в сфере спутникового мониторинга Земли, единственная в России и СНГ компания, осуществляющая непосредственный прием данных со спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) на собственную сеть станций, обработку спутниковой информации по собственным технологиям и обеспечивающая оперативный доступ к спутниковым снимкам и продуктам на их основе посредством разработанных компанией геопортальных сервисов, что гарантирует потребителю низкую стоимость данных и оперативность поставок. «СКАНЭКС» предоставляет клиентам весь спектр услуг в области ДЗЗ — от оперативного мониторинга до разработки и внедрения веб-ГИС. Эксклюзивные лицензионные соглашения с ведущими мировыми операторами программ ДЗЗ на прямой прием данных с ИСЗ серий SPOT и EROS дают возможность регулярного обзора территории России и стран СНГ.
Крупнейший судостроительный холдинг России, созданный в соответствии с Указом Президента РФ в 2007 году в целях интеграции ядра российского судостроительного комплекса для обеспечения потребностей отечественных и зарубежных заказчиков в высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, укрепления обороноспособности и обеспечения экономической безопасности России. 100% акций ОСК находится в федеральной собственности. На холдинг приходится около 80% объема отечественного судостроения.
Одним из важнейших направлений деятельности ОСК является развитие производства гражданских судов и морских сооружений, техники для освоения морского шельфа, обслуживания морских центров нефтегазодобычи, коммерческой навигации по Севморпути. Этот сегмент включает в себя производство высокотехнологичных судов ледового класса, ледоколов, офшорной техники для работы на арктическом, дальневосточном шельфах и на Каспии. Предприятия ОСК расположены от Калининграда до Владивостока, от Северодвинска до Астрахани, на них трудятся около 90 тыс. человек. Российский рынок — основной для госкорпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.
Стабильно развивающаяся компания с хорошей научно-технической и опытно-экспериментальной базой, команда профессионалов высокого класса, имеющих большой опыт в части исследований, проектирования, создания, испытания и эксплуатации высокоскоростных судов.
Продукция ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» — высокоскоростные транспортные средства гражданского, двойного и военного назначения, использующие различные принципы гидродинамического поддержания. Это суда на воздушной подушке и на подводных крыльях, суда с воздушной каверной на днище и глиссеры с различной механизацией днища, транспортно-амфибийные платформы и экранопланы.
Предприятие является мировым лидером в данных направлениях проектирования. По своим тактико-техническим характеристикам высокоскоростные суда разработки ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» опережают мировой уровень скоростного судостроения, отличаются высокой надежностью, экономичностью, простотой в эксплуатации и экологичностью.
Является ключевой организацией по оценке и контролю безопасности гидротехнических сооружений и надежности оборудования гидроэлектростанций России, а также по научному обоснованию проектирования, строительства и эксплуатации гидроэнергетических объектов. В институте действует Аналитический центр, реализующий комплексную систему контроля и оценки состояния сооружений и оборудования всех крупных ГЭС «РусГидро». Институт занимает лидирующее положение по исследованиям и разработкам в области морской энергетики (в частности, с использованием энергии морских приливов, течений и ветровых волн).
Головная организация по информационным системам и технологиям, системному инжинирингу корабельных информационно-вычислительных средств, вопросам электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и размагничивания, системам управления стрельбой крылатыми и баллистическими ракетами морского базирования, боевым информационно-управляющим и интегрированным системам управления надводными кораблями и подводными лодками. Одним из важных направлений деятельности концерна в рамках Маринет НТИ является разработка морских автономных робототехнических средств. В 2015 году разработаны технические задания на малогабаритные морские автономные робототехнические средства. Продолжается техническое перевооружение предприятий концерна с целью освоения серийного производства подводной робототехники. На Дальнем Востоке АО «Концерн «Моринсис-Агат» выступает в качестве одного из инициаторов создания Дальневосточного инновационного научно-производственного объединения по подводным технологиями и морскому приборостроению, имеет Центр компетенций на базе ДВФУ, где представлены новейшие разработки предприятий концерна, а также ведется разработка опытных образцов подводной техники и робототехники.
Инженерные соревнования и сопутствующие мероприятия. Участники демонстрируют свои лодки и соревнуются в скорости прохождения дистанции на воде и возможностях изготовленных судов.
Проект по разработке технологической платформы, включающей в себя виртуальную среду для отработки маневров безэкипажных судов во взаимодействии с другими судами и береговыми службами, а также открытые протоколы связи подсистем (будущие стандарты на компоненты БЭС).
Создание российского полигона для отработки технологий е-навигации российскими разработчиками, а также разработка и поэтапное внедрение на выбранных тестовых акваториях базовых технологий е-Навигации.
Веб-платформа внедрения в практику морехозяйственной деятельности базовых геоинформационных продуктов и морских сервисов на основе данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
Программно-аппаратный комплекс для площадных исследований морского дна, обоснования поиска и разведки различных видов минеральных ресурсов, проведения инженерно-геофизических изысканий и картирования подводных потенциально опасных объектов (в том числе и заиленных).
Состав рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Маринет» Национальной технологической инициативы утвержден протоколом Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России от 28 марта 2019 г. № 1.
Руководители рабочей группы |
|
Олерский В.А. |
Лидер, соруководитель рабочей группы, председатель совета директоров ООО «ВодоходЪ» |
Евтухов В.Л. |
Соруководитель рабочей группы, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации |
Ответственный секретарь рабочей группы |
|
Баркасов М.С. |
Ответственный секретарь рабочей группы, руководитель проектов Проектного офиса НТИ, Фонд поддержки проектов НТИ |
Члены рабочей группы |
|
Пинский А.С. |
Заместитель лидера, соруководителя рабочей группы, председатель Наблюдательного совета АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ» |
Стриженов Д.В. |
Заместитель соруководителя рабочей группы, заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации |
Абеленцев А.П. |
Генеральный директор ООО «Лаборатория подводной связи и навигации» |
Берестнев Ю.Ю. |
Член экспертного совета при Правительстве РФ, исполнительный директор ООО «Развитие правовых систем» |
Бугаев А.С. |
Академик, член Президиума Российской академии наук |
Буров Д.В. |
Ректор Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского |
Волкогон В.А. |
Ректор Калининградского государственного технического университета |
Горобцов А.П. |
Проректор по конвенционной подготовке и обеспечению плавательной практикой ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова |
Ефимов В.В. |
Директор по продвижению АО «СИТРОНИКС КТ» |
Исачкин А.В. |
Заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации |
Клюев В.В. |
Директор Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России |
Колодяжный Д.Ю. |
Директор Научно-образовательного центра морского, внутреннего водного транспорта и технологий автономного судовождения МИИТ |
Мошняков Ю.А. |
Заместитель генерального директора-директор по продажам и маркетингу ГК «Лимонте» |
Плешков А.Ю. |
Генеральный директор ООО «Морские Инновации» |
Скорупский А.В. |
Первый заместитель генерального директора Инженерно-технологического центра «СканЭкс» |
Тимофеев О.Я. |
Председатель научно-технического совета Российского морского регистра судоходства |
Ушаков Д.В. |
Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта |
Шабликов Н.В. |
Председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» |
Шамрай Ф.А. |
Директор Департамента развития судостроения Санкт-Петербургского государственного морского технического университета |