Национальная технолøгическая инициатива
Распределенные системы беспилотных летательных аппаратов.
В ближайшие 10–20 лет благодаря развитию технологий существенно расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе. Возникнет новый глобальный сетевой рынок информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, постоянно находящихся в воздухе и на низких космических орбитах. В рамках НТИ этот рынок получил название Аэронет. Рынками-предшественниками являются рынок авиаработ, выполняемых с применением пилотируемых воздушных судов, и рынок услуг дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), предоставляемых космическими аппаратами.
Развитие беспилотных авиационных и космических систем, а также технологий беспроводной связи приведет к росту распределенных систем безопасности полетов и обмена информацией. Повышение надежности защищенных сетевых коммуникаций обеспечит массовое безопасное использование беспилотных аппаратов, в том числе и в городских условиях. Над территорией Российской Федерации к 2035 году постоянно (в режиме 24/7/365) могут находиться в воздухе не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов (БВС), объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей экономики. Среднесписочная численность занятых в разработке и производстве беспилотных авиационных систем (БАС) составит 50 тыс. человек, численность занятых в эксплуатации БАС, обеспечении комплексных решений и услуг на их основе достигнет 500 тыс. человек к 2035 году.
Оценки показывают, что объем мирового рынка БАС, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд долларов (в текущих ценах). Изменится не только структура рынка, но и запросы потребителей, под которые придется адаптироваться новым лидерам в глобальной конкуренции. Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 35–40 млрд долларов. Возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах.
Развитие сегментов:
Дистанционное зондирование Земли, включая картографирование и обследование объектов наземной инфраструктуры (промышленной, транспортной, гражданской и т.п.) посредством БВС. Мониторинг в целях повышения безопасности мест массового скопления людей, дорожной ситуации, строительства сложных сооружений, состояния протяженных и масштабных сооружений во все время их эксплуатации.
Этот сегмент позволяет реализовать ключевое технологическое преимущество БАС — возможность быстрой адресной индивидуальной доставки товаров и грузов непосредственно потребителю без использования традиционной транспортной инфраструктуры (дорожной сети, складских терминалов, локальных дистрибьюторских пунктов, курьеров). Решая проблему «последней мили», БВС осуществляет доставку потребителю в течение минут, тогда как традиционная курьерская доставка осуществляется «в течение дня». Помимо традиционной экспресс-доставки, одним из сегментов рынка может стать доставка медикаментов и биоматериалов.
С развитием беспилотных авиационных технологий и снятием законодательных ограничений БАС будут способны осуществлять регулярные перевозки грузов на маршрутах, где традиционные автомобильные перевозки затруднены вследствие слаборазвитой дорожной сети либо где воздушный путь позволит осуществить перевозки кратно быстрее, чем наземный (например, через естественные водные преграды и горные цепи).
Выбор сегмента рынка по направлению применения БВС «Поиск и спасание» в качестве приоритетного основан на анализе аварийных случаев на море, авиационных катастроф и происшествий за период с 2007 по 2014 год. В частности, за этот период только на море зарегистрировано 1825 аварийных случаев, проведены 643 спасательные операции, в ходе которых спасено 3525 человек. Применение БАС поможет повысить эффективность эвакуации людей, терпящих бедствие на суше и на море, ускорить доставку им жизненно необходимых медицинских препаратов, повысить координацию действий спасателей и вероятность обнаружения пострадавших в кратчайшие сроки.
Использование мониторинга на основе БАС для картирования почв, создания 3D-моделей полей с целью оптимального построения систем ирригации и мелиорации, обустройства лесополос, а также определения индекса вегетативности с целью эффективного внесения удобрений, борьбы с вредителями и болезнями.
«Дорожные карты» — документы стратегического планирования, содержащие комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам. Основными категориями мероприятий «дорожных карт» являются создание, развитие и продвижение технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых рынках.
План мероприятий («дорожная карта») Аэронет
В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 1184 утверждено Положение о разработке и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации НТИ. Основным исполнителем по реализации «нормативных дорожных карт» НТИ определены рабочие группы и создаваемые инфраструктурные центры НТИ
«Геоскан» производит и поставляет беспилотные аэрофотосъемочные комплексы, фотограмметрическое программное обеспечение Agisoft Photoscan и ПО визуализации и анализа данных аэрофотосъемки ГИС «Спутник». Специально спроектированные аэрофотосъемочные комплексы, технологии обработки данных аэрофотосъемки и визуализации данных позволяют за очень короткое время получить и проанализировать ортофотопланы и создать на их основе цифровые модели местности, 3D-объекты с дециметровой точностью. Технология построена таким образом, что практически вся работа выполняется в автоматическом режиме с минимальным участием оператора.
Одна из наиболее перспективных технологий, заложенных в «дорожной карте» Аэронет — это технология мониторинга площадных и линейных объектов с применением комплексов «Геоскан» и ГИС «Спутник».
Группа «Кронштадт» является российским разработчиком беспилотных систем, уверенно занимая позиции технологического лидера в этом сложном, наукоемком и ресурсоемком сегменте рынка. Участие в ряде перспективных государственных проектов позволило компании сформировать набор уникальных технологических компетенций, таких как полностью цифровое проектирование комплекса с беспилотной авиационной системой (БАС); проектирование и производство летательных аппаратов с использованием композитных материалов; проектирование и комплексирование бортового оборудования БАС; проектирование и комплексирование наземного пункта управления, включая системы связи, сбора и анализа информации; технология логистической поддержки развертывания и функционирования комплексов с БАС; разработка программного обеспечения всех уровней.
Hазрабатываемые БАС обладают всеми передовыми тактико-техническими характеристиками и находятся в наиболее востребованном сегменте рынка.
Группа «Кронштадт» разрабатывает первый в России беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Орион», который обеспечит непрерывный мониторинг российской Арктики.
Компания работает с 2013 года, специализируется на услугах курьерской доставки грузов в городах по воздуху с помощью мультикоптеров. В декабре 2013 года компания получила первые заказы на сборку, а в декабре спроектировала и собрала октокоптер по заказу МВД Тюмени. В июне 2014 года компания Copter Express первая в мире развернула регулярную доставку пиццы по воздуху в Сыктывкаре, в декабре 2014 года — в Москве. Компания организует обучающие курсы по сборке и полетам на квадрокоптерах, предоставляет услуги аэросъемки и аэрорекламы, 3D-сканирования местности. На выставках летают коптеры-промоутеры, собранные в Copter Express.
Компания «Финко» специализируется на разработке и производстве беспилотных авиационных систем для видеонаблюдения и аэрофотосъемки, оказывает услуги беспилотного мониторинга нефтепроводов и газопроводов для предприятий ТЭК и оперативного картографирования при помощи своих беспилотных самолетов.
Основное производство беспилотников располагается в Ижевске, ремонтные базы и филиальная сеть дилерских центров объединяют более 20 городов России.
Российская инжиниринговая компания, разработчик уникальных беспилотных воздушных судов самолетного типа и систем автоматизированного управления БАС. «Аэроб» — одна из первых компаний, вышедших на рынок с предложением доступных оперативных услуг по аэрофотосъемке и картографии с использованием БВС. Компания является резидентом «Сколково» в кластере «Космос».
Разработанная инновационная технология создания систем автоматизированного управления (САУ) БАС позволила решить основные технологические проблемы, сдерживающие развитие рынка применения БАС в гражданском секторе. САУ БАС «Аэроб» обладает уникальными характеристиками: модульность, компактность, безопасность, низкая себестоимость, возможность адаптации к разным видам летательных аппаратов.
Своей специализацией руководство избрало развитие новых экономичных технологий аэрофотосъемки, видеосъемки, мониторинга и обработки результатов по стандартам аэрогеодезии.
Многопрофильная инновационная компания «Аэрокон» была создана в 1991 году в статусе государственного предприятия с целью эффективного решения конверсионных задач. В 1995 году преобразована в закрытое акционерное общество.
Сотрудники компании — выходцы из ЦАГИ и других известных российских институтов и КБ. Именно близость к научно-технической базе ЦАГИ позволяет компании создавать уникальные комплексы БАС. Компания ведет собственные НИОКР.
Компания участвует в работах по созданию INSPECTOR — беспилотных летательных аппаратов и комплексов с применением беспилотных воздушных судов. Компания ведет собственные НИОКР.
Разработчик первой в России ИТ системы мониторинга и контроля строительных объектов с помощью БПЛА от этапа проектирования до ввода объекта в эксплуатацию. В портфеле компании в настоящее время есть также специальные продукты для энергетики, нефтегазовой, горнорудной и лесной отраслей. Технология компании «TraceAir» предоставляет заказчику большой спектр данных, аналитики и прогнозирования с момента этапа оценки земляных работ и проектирования до работ по возведению сооружений и благоустройству.
Основными направлениями деятельности компании являются разработка, производство и обслуживание беспилотных авиационных систем, разработка аэросъемочной аппаратуры для беспилотных летательных аппаратов, создание технологий автоматизированного сбора и обработки пространственных данных, выполнение производственных аэрофотосъемочных и топографо-геодезических работ. ООО «АФМ-Серверс» является членом Некоммерческого партнерства «Содействие развитию беспилотных автоматизированных комплексов» (СРО НП «СРБАК»), а также входит в Ассоциацию предприятий индустрии беспилотных авиационных систем.
БВС тяжёлого класса большой продолжительности и дальности полета для комплексного мониторинга на мировом уровне, с использованием прорывных технологий сквозного цифрового проектирования и производства.
Создание нового стандарта геофизических услуг и вывод геофизических услуг в стандарте Аэротомографии на глобальный рынок.
Облачная 4D-геоинформационная платформа и Цифровая 3D-модель территории Республики Татарстан как основа для комплексной системы продвижения продуктов и услуг в области ДЗЗ и мониторинга, формирования и стимулирования спроса среди потенциальных потребителей.
Цифровая картографическая основа управления и развития территорий на основе пилотного проекта в Тульской области.
Универсальная беспилотная платформа высокой грузоподъёмности для логистики в труднодоступные регионы и обработки с/х угодий без использования специальных средств взлета-посадки БВС.
Модульный конструктор беспилотной авиационной системы, образовательные стенды и учебно-методический комплекс для преподавания в школах, колледжах, ЦМИТ и учреждениях дополнительного образования детей.
«ATOM» является передовой, низкобюджетной, высокотехнологичной малой платформой геостационарных космических аппаратов.
Создание цифровой и летной платформы полигона БАС, обеспечивающей проведение ускоренной оценки соответствия БАС нормам летной годности (сертификации), а также испытания БАС, находящихся на этапе разработки.
Проект позволит в автоматическом режиме выделять для беспилотников воздушное пространство, соблюдать безопасные интервалы между полетами и предупреждать конфликты в воздухе. Также запланировано создание зон совместного аэронавигационного и информационного обслуживания как беспилотной, так и пилотируемой авиации.
Состав рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Аэронет» Национальной технологической инициативы утверждён протоколом Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России от 21 декабря 2018 г. № 3.
Руководители рабочей группы |
|
Алёшин Борис Сергеевич |
Председатель Наблюдательного совета, |
Богданов Кирилл Игоревич |
заместитель Министра транспорта Российской Федерации, |
Члены рабочей группы |
|
Бабинцев Глеб Владимирович | Генеральный директор Ассоциации «Аэронекст» |
Белоусов Дмитрий Рэмович | Руководитель направления «Макроэкономика» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования |
Борисов Федор Андреевич | Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ |
Бочаров Олег Евгеньевич | Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации |
Булат Павел Викторович | Главный научный сотрудник БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, генеральный директор ООО «Проблемная лаборатория «Турбомашины» |
Варятченко Алексей Павлович | Директор по управлению цифровыми активами Дирекции по управлению цифровыми активами АО «ГТЛК» |
Вольф Оксана Валерьевна | Заместитель директора департамента перспективных программ и проекта «Сфера» Еосударственной корпорации «Роскосмос» |
Гаврилов Николай Федорович | Президент Ассоциация вертолетной индустрии |
Горбунов Евгений Алексеевич | Генеральный директор Союза авиапроизводителей России |
Дмитриева Елена Владимировна | Ответственный секретарь рабочей группы, помощник научного руководителя ФГБУ «НИЦ им.Н.Е. Жуковского» |
Дутов Андрей Владимирович | Генеральный директор ФГБУ «НИЦ им. Н.Е. Жуковского» |
Ельчанинов Андрей Фёдорович | Первый заместитель председателя Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации |
Жуков Сергей Александрович | Директор АНО «Аналитический центр «АЭРОНЕТ» |
Кунилов Павел Игоревич | Руководитель направления технологического развития Фонда инфраструктурных и образовательных программ |
Максименко Андрей Вячеславович | И.о. генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА |
Моисеенко Игорь Николаевич | Генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» |
Осипов Леонид Викторович | Главный управляющий директор ВЭБ.РФ по развитию экосистемы поддержи и интеграции технологических проектов ВЭБ.РФ |
Погосян Михаил Асланович | Ректор Московского авиационного института (национального исследовательского университета), академик РАН |
Потапов Андрей Владимирович | Заместитель директора космического центра Сколковского института науки и технологий («Сколтех») |
Савицкий Дмитрий Владимирович | Заместитель Генерального директора АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения |
Саидов Адиль Абукович | Советник Генерального директора Госкорпорации «Ростех» |
Сергушев Сергей Валерьевич | Заместитель генерального директора АО «Почта России» по логистике |
Тасуй Владимир Николаевич | Президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта |
Цыганаш Вадим Николаевич | Исполнительный директор Ассоциации авиаработ |
Чудновский Евгений Александрович | Президент Международной ассоциации аэропортов |
Ядров Дмитрий Викторович | Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта |
Даты проведения заседаний рабочей группы и экспертного сообщества «Аэронет» носят предварительный характер, могут быть уточнены, в том числе в связи с изменением графика со-руководителей рабочей группы, с уведомлением участников заседания по электронной почте, но не позднее, чем за неделю до заседания.
Дополнительно предусмотрено проведение отдельных открытых и закрытых совещаний по указанным выше и другим направлениям деятельности в рамках «дорожной карты» Аэронет. Даты, темы и состав участников таких совещаний определяется отдельно, вне зависимости от представленного графика заседаний рабочей группы и экспертного сообщества «Аэронет».