Цифровой двойник для кадров

19.11.2020
Цифровые инструменты и новые подходы к масштабированию успешных практик по подготовке высококвалифицированных кадров могут изменить рынок труда.

Фото: pixabay.com

Быстро развивающиеся технологии формируют спрос на высококвалифицированные кадры, но возникает проблема как его удовлетворить. В Петербурге Комитет по труду и занятости населения, совместно с учеными и специалистами по развитию человеческих ресурсов формируют и отрабатывают новую модель кадрового обеспечения, способную решать не только текущие задачи рынка труда, но и работать на опережение, формулируя и наполняя профессии будущего.

Цифра на заводах

Повестка рынка труда меняется. Среди перспективных направлений зеленая энергетика, беспилотные виды транспорта, информационная безопасность, инновационные производства и роботизация. Для этих направлений нужны высококвалифицированные сотрудники.

«При этом технологии кадрового обеспечения должны быть созданы не просто под каждый отдельный проект. Речь должна идти о новых подходах», — подчеркнул в рамках пресс-конференции, посвященной вопросам подготовки и востребованности квалифицированных кадров для работы в высокотехнологичных отраслях председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.

Дмитрий Чернейко (Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга)

Один из них реализуется в Петербурге: комитет, совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО), Политехом, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Агентством по развитию человеческого капитала в СЗФО разрабатывают новую модель на основе цифрового двойника рынка труда. Это следующая стадия эволюции технологий кадрового обеспечения предприятий, подчеркнул Чернейко. До недавнего времени подобные задачи решались применительно к отдельным проектам, но их количество неуклонно растет, и появилась потребность в новом подходе, в масштабировании, пояснил он.

«Общая мантра «у нас дефицит кадров, давайте учить больше людей» перестала работать. Она не содержит решения. Решение же в каждом случае находится на стыке производства, науки и образования, и задача данного проекта — это сформировать тонкое взаимодействие в одном проекте и объяснить, как масштабировать его в других. И без реального производства здесь не обойтись — новые знания и компетенции рождаются только там», — подчеркнул Дмитрий Чернейко.

Все успешные проекты в области дополнительного профессионального образования включают в себя не только учебные программы. Это «образование через науку и предпринимательство» с обязательным применением на действующем производственном предприятии, согласен проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, руководитель Центра национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии» Алексей Боровков. Специалисты Центра также занимаются подготовкой кадров для технологических производств — только в 2019 году Центр «НТИ» подготовил для промышленности 6,5 тыс. специалистов. По словам Алексея Боровкова, важно делать акцент в этих программах на молодых ученых: «именно они во всем мире являются двигателями цифровой трансформации производственного сектора».

Алексей Боровков (СПбПУ)

Бизнес-заказ

Особенность нового подхода к подготовке кадров для инновационных проектов-использование методологии, применяемой в Национальной системе развития квалификаций, поясняет руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО, ответственный секретарь рабочей группы по развитию системы оценки квалификаций Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Ангелина Волкова. Этот инструмент позволяет решать как текущие задачи, так и работать на опережение, заранее выявлять потребности бизнеса в новых квалификациях и готовить специалистов, обладающих необходимыми компетенциями.

Ангелина Волкова (ФИОП РОСНАНО)

«Сформулировать четкий запрос на «профессию будущего» обычному «человеческому» менеджеру по персоналу сложно. И здесь на помощь придет цифровая модель», — говорит заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович.

Этот цифровой инструмент способен сделать самое главное — идентифицировать квалификационный профиль новой профессии и четко определить результат, который должна дать та или иная образовательная программа.

«Существующая система позволяет описать жизненный цикл квалификации, — отмечает Факторович. — При этом есть опасения, что система может стать барьером, но на самом деле это очень гибкий инструмент, благодаря которому мы можем делать наши программы более адресными».

«Применение данного подхода позволит бизнесу быстро находить способы подготовки кадров для реализации инновационных проектов, избежать излишних затрат с точки зрения кадровых просчетов или неадекватной подготовки специалистов за счет невостребованных образовательных продуктов, которые нам сейчас предлагает рынок образования», — уверена Ангелина Волкова.

Один из первых примеров применения данной системы — опыт «ЛЭТИ».

«Фонд инфраструктурных и образовательных программ поставил перед нами задачу — сформировать профессию будущего, связанную с когнитивными технологиями и нейросетями, фармацевтикой и генной инженерией. Так появилось направление обучения — атомно-молекулярная архитектоника», — рассказывает заведующий кафедрой «Микро- и наноэлектроники» университета, директор Инжинирингового центра микро- и наноэлектроники Виктор Лучинин.

Он уверен, что это направление будет доминирующим при переходе к следующему технологическому укладу и очень востребованным в будущем.

Большой масштаб

Многие петербургские предприятия уже опробовали на себе преимущества нового подхода к обеспечению кадрами своих прорывных проектов. Тесное сотрудничество образования, бизнеса и государственных структур помогло подготовить первую в городе инжиниринговую команду, которая в 2019 году завершила разработку «под ключ» проекта «Сани для Антарктики». Грузовое транспортное средство, произведенное из безопасных полимеров, было успешно испытано и функционирует для обеспечения логистики в Антарктиде. Этот инновационный научно-производственный проект Завода по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», реализованный при поддержке Центр занятости Петербурга и Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО.

Сейчас в городе реализуется еще несколько проектов, включая программу в ЛЭТИ. Спрос на перепрофилирование и подготовку кадров новой формации растет, подтверждает Алексей Боровков.

«Мы сотрудничаем с «Ленполиграфмашем», «Малахитом», «Центротехом», «Диакондом» в удобной для них форме. Например, для «Ленполиграфмаша» мы открыли базовую кафедру, для «ТВЭЛа» организовали магистратуру по направлениям, нужным именно разработчикам наукоемкого высокотехнологичного оборудования», — рассказал Боровков.

В ближайшем будущем наработки Центра «НТИ» планируются к внедрению в РЖД, «Синара-Транспортные Машины», «Газпроме» и на «Камазе».

Главное — желание

В идеале готовить агентов цифровой трансформации нужно с первого класса школы, но это дело пятнадцати лет, тогда как кадры нужны здесь и сейчас. Поэтому подготовку следует вести, используя уже имеющийся ресурс — людей с образованием и опытом работы, уверен директор Центра прикладных исследований и разработок Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Александр Курячий.

Александр Курячий (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге)

Понять, кто же «пригоден» для обучения компетенциям профессий будущего, помогут существующие базы данных по поиску работы и цифровые модели. НИУ «ВШЭ» уже апробировал ряд своих наработок: например, выяснилось, что специалисты, уже сейчас отвечающие за цифровую трансформацию в компаниях, чаще всего заканчивали «Политех» и «ЛЭТИ».

«С помощью цифровых моделей мы понимаем, какое сочетание «скилов» у этих людей, какие курсы они проходили, становится их больше или меньше. Глобально мы можем видеть, как меняется профессиональная мобильность на рынке труда и другие показатели», — отмечает Курячий.

Отличительными признаками человека, способного переобучиться профессиям будущего, являются внутренняя готовность к изменениям и системность мышления, умение работать в команде и навыки проектной деятельности, добавляет руководитель отдела профессионального самоопределения и карьерного роста Центра занятости населения Санкт-Петербурга Ольга Чернаус, которая вместе с командой психологов Центра занятости тоже участвует масштабировании модели кадрового обеспечения.

«Любой инновационный проект требует командной работы», — подтверждает Ангелина Волкова.

При этом важны также и личные качества.

«Мы понимаем, что один плюс один в команде — это не равно два. Любые прорывные технологии важны и интересны тем, что при участии небольшого количества людей мы приходим к большому результату. В этом случае hard skills важны, но прорыв совершают soft skills. Именно от них зависят скорость мышления и быстрота реакции, как быстро человек увидит проблему, наладит коммуникацию, объединит участников в команду, поставит задачу и доведет проект до конечного результата», — говорит Ольга Чернаус.

При должном уровне мотивации со стороны участников рынка труда и применении новой модели кадрового обеспечения, освоить новые профессии, в том числе будущего, можно будет значительно быстрее.

«Если мы хотим не просто трудоустроить человека, а говорим о революционном повышении его квалификаций, то сначала нужно понять, чего же ему не хватает. На перепрофилирование готовы не все. Главное — человек должен хотеть работать на определенном месте и быть готовым меняться», — резюмировал Дмитрий Чернейко.

Автор: Ольга Вильде.

Источник: РБК +