Аватар ИТМО: жизнь настоящего цифрового университета

24.06.2020
Сегодня цифровые помощники имеют большую популярность среди активной части населения: планирование времени, подбор актуальной информации, рекомендации и автоматизация ряда типичных операций — все это упрощает жизнь пользователей, делая ее удобной.

Сегодня цифровые помощники имеют большую популярность среди активной части населения: планирование времени, подбор актуальной информации, рекомендации и автоматизация ряда типичных операций — все это упрощает жизнь пользователей, делая ее удобной. А что, если взять такого помощника за основу, делегировать ему часть действий человека, заложить в него ценности, личностные особенности и «выпустить» в цифровой мир вуза, где «живут» и общаются между собой такие же «пользователи» (например, студенты и преподаватели)? Об идее, этапах и сроках ее реализации, команде, уникальности и актуальности рассказываем в нашем материале об Аватаре ИТМО.

Идея

Аватар ИТМО — это инструмент для адаптации цифровой среды вуза под запрос конкретного участника: обучающегося или преподавателя. Потенциально перечень пользователей этого инструмента может расшириться до абитуриентов, сотрудников, партнеров и выпускников. Платформа цифровых аватаров не просто агрегирует в себе ряд полезных сервисов, но и дает возможность выполнять за «хозяина» конкретные действия, рекомендовать оптимальные траектории движения к цели, поддерживать принятие рациональных и своевременных решений, предоставлять персональные рекомендации, основанные на запросах, поведении и личных достижениях. При этом обучение персонального Аватара происходит посредством регулярного взаимодействия с его «владельцем»: отслеживания фидбека на рекомендации и действия с последующей подстройкой и изменениями.

В основе платформы аватаров находится динамическое «цифровое озеро», которое регулярно наполняется новыми данными об участниках среды, что позволяет все точнее детализировать их путь в ИТМО: результаты сессии, опубликованные научные статьи, обратная связь на лекции и практики, посещение мероприятий или, наоборот, отстранение от ряда активностей, которые нежелательны для пользователя

Поделившись с Аватаром информацией о личных ценностях и желаемых направлениях самореализации в вузе, можно проследить свой персональный путь развития, наметить цели, найти единомышленников и получить максимум не только от профессионального, но и личностного развития в университете

«Каждый человек уникален, каждый студент ИТМО уникален, не может быть универсальных траекторий развития личности. С помощью Аватара можно четче сформулировать, чего ты хочешь достичь за время, отведенное на обучение в ИТМО, и максимально приблизиться к своей мечте или воплотить ее», — говорит первый проректор Дарья Козлова.

Сроки реализации

В 2020 году Аватар ИТМО будет предоставлять функции по работе с набором базовых сервисов для обучающихся вуза: студентов бакалавриата и магистратуры. Набор этих сервисов основан на пожеланиях самих студентов, аккумулируя в себе то, чего им не хватает в обычной жизни: персональные новости, подбор мероприятий, профильных конференций, помощь в выборе научного руководителя или актуальная информация по успеваемости и вероятности того, что ты окажешься в «должниках» по какому-либо предмету.

«Идея платформы аватаров в том, чтобы создать полезный, удобный и простой инструмент для участников экосистемы университета, который помогал бы им лавировать в том поле возможностей, которое предоставляет Университет ИТМО, — рассказывает Клавдия Боченина, руководитель проекта, старший научный сотрудник и руководитель научной группы «Алгоритмика сложных систем» Национального центра когнитивных разработок (actcognitive.org) ИТМО. — В нашем вузе много различных активностей, в которых можно поучаствовать, а времени в сутках всего 24 часа. Очень хотелось бы, чтобы люди более осознанно подходили к вопросу реализации своих возможностей».

Клавдия Боченина

Далее Аватар начнет «умнеть» и сможет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучения, рекомендовать учебные дисциплины, вузы для академической мобильности, руководителя и соавтора, потенциальный научный проект, сможет регистрировать «владельца» на мероприятия, назначать другим Аватарам встречи и общаться, используя стиль и особенности заложенного «характера».

Планируется, что к 2021 году Аватар станет полноценным средством коммуникации и управления личным временем в среде университета для обучающихся и сотрудников вуза.

Совокупность всех Аватаров, их сервисов, возможностей, стратегий взаимодействия представляют собой цифровую экосистему или цифровой университет, который динамично развивается как внутри, так и во взаимодействии с внешними системами реального мира.

Расширяя аудиторию Аватара и его функциональность, в ближайшие пару лет возможно будет делегировать ему большую часть рутинных функций, которые будут совершаться автоматически за «владельца», сформировать сеть профессиональных связей, искать команды и исполнителей под проекты, оценивать полезность различных активностей, ускорить процесс принятия решений и быстрее приблизиться к достижению личных целей, соответствующих индивидуальным ценностям, заложенным «на входе». Кроме того, Аватары будут эволюционировать вместе со своими «владельцами», подстраиваться под развитие учебного, научного и творческого пути.

«В отличие от обычного цифрового ассистента или чат-бота, Аватар регулирует механизмы взаимодействия со средой, другими Аватарами и «хозяином», снижая когнитивную нагрузку на владельца. Он помогает пользователю выстраивать баланс между его желаемым образом себя, возможностями, предоставляемыми экосистемой Университета ИТМО и теми требованиями, которые существуют в рамках этой среды», — отмечает Клавдия.

Как это работает?

После того, как пользователь скачает мобильное приложение, ему предстоит выбрать важные именно для него ценности экосистемы университета, а также пройти ряд добровольных опросов для уточнения интересов, текущих и желаемых компетенций и личностных характеристик. Впоследствии приоритеты можно менять, тем самым воздействуя на работу приложения.

«Механизм ценностей необходим для того, чтобы ядро, основной компонент нашего Аватара, могло корректно выполнять свои задачи по ранжированию результатов цифровых сервисов, — рассказывает Клавдия Боченина. — Сейчас в экосистеме вуза их несколько сотен, и все они конкурируют за внимание студентов и сотрудников. Аватар будет помогать «владельцу» создавать и обновлять свой собственный образ информационной среды вуза, своего рода персональный «цифровой университет». Но, в отличие от новостных площадок и соцсетей, экосистема Аватаров — не просто агрегатор данных, а инструмент для трансформации бизнес-процессов вуза».

Платформа «Аватар ИТМО». Источник: avatar.itmo.ru

По словам Клавдии Бочениной, один день из жизни Аватара можно описать на примере типичной ситуации, когда студенту необходимо сделать выбор научного руководителя.

Представим, что с утра Аватар студента получает информацию из ИСУ (внутренняя информационная система вуза) о том, что близится дедлайн для выбора научного руководителя. При этом он не просто посылает пуш-уведомление «Ты забыл выбрать научника, действуй!». Аватар выводит в ленте сервис опросов для того, чтобы узнать о научных интересах студента. После этого Аватар запрашивает у сервиса рекомендации научного руководителя список подходящих кандидатур. Более того, он может постучаться к Аватарам ученых и уточнить у них загрузку и статус по набору студентов на руководство. А потом, например, предложить вводную встречу для уточнения темы. Как подчеркивает Клавдия Боченина, таким образом, Аватар — пример когнитивной информационной технологии, которая предназначена для имитации некоторых когнитивных возможностей человека в рамках стандартизированной системы информационных сервисов.

Университет ИТМО

«Конкуренция за внимание пользователя создает среду, в которой сервисы постоянно совершенствуются. Механизмы конкуренции обеспечиваются средствами ядра экосистемы, основной целью которого является выбор и способ взаимодействия с наиболее релевантным сервисом в заданном контексте времени, места, а также выбранных пользователем ценностей и особенностей его поведения. Так как разработанная платформа является высокоуровневой и не предъявляет жестких требований к функциональности сервисов, то такую платформу можно легко использовать не только в рамках нашего университета, а, например, внедрить на любое предприятие или использовать на уровне государства, домохозяйства, города и т.д. Такие платформы могут быть интегрированы вместе, что позволит цифровым ассистентам помогать пользователям в любой сфере деятельности от рутинных бюрократических процедур до международных творческих проектов», — говорит Данила Ваганов, Team Lead ядра платформы, и Артем Семенцов, Team Lead бэкенда, сотрудники НЦКР.

Команда проекта

В команде проекта работает несколько групп идеологов и разработчиков, представляющих Национальный центр когнитивных разработок (НЦКР), а также другие ключевые факультеты и институты вуза. Однако, как отмечают авторы, команда Аватара — это фактически весь Университет ИТМО, ведь платформа реализуется как открытая экосистема, куда инициативные коллективы смогут встраивать свои будущие сервисы. И уже сейчас студенты вуза являются лидерами-разработчиками ключевых сервисов, которые будут запущены в начале года.

Соучастие и тестирование

По плану, в начале сентября 2020 года первое поколение Аватаров попадет в руки 700 бакалавров и магистрантов, которые первыми проявят свой интерес к проекту и пройдут регистрацию.

При этом авторы системы подчеркивают, что это будет не тестирование готового продукта, а совместное «докручивание», работа в формате соучастия, по итогам которой самые активные смогут получить предложение о работе в команде проекта.

Оставить свою заявку на участие и стать в дальнейшем первыми пользователями Аватара можно на сайте https://avatar.itmo.ru/. Главные требования — быть в данный момент студентом бакалавриата или магистратуры Университета ИТМО и оставить корректный электронный адрес, на который в начале сентября придет приглашение. Абитуриентам, которые станут студентами 1 курса вуза в сентябре 2020 года, также будет открыт доступ к системе Аватар ИТМО (около 200 человек), что позволит с первого дня погрузиться в специфику, наметить цели и развиваться в цифровом мире вместе с университетом.

Те, кто хотят присоединиться к команде разработчиков уже сейчас, могут обратиться к научному руководителю проекта (Клавдия Боченина, kbochenina@itmo.ru) и отправить свои предложения.

Вся информация о проекте будет представлена к концу лета на едином интернет-ресурсе, где можно будет ознакомиться с инструкциями, сроками, возможностями, отзывами, комментариями и др.

Автор: Константин Крылов.

Источник: Университет ИТМО