4 задачи, которые придется решить университетам, чтобы пережить кризис и остаться эффективными

25.06.2020
Коронавирус, от которого все уже очень устали, испытал на прочность не только систему здравоохранения, но и образования. Университеты и школы были вынуждены быстро освоить все цифровые инструменты, которые им и раньше были доступны, но в которых как-то не было необходимости.

Коронавирус, от которого все уже очень устали, испытал на прочность не только систему здравоохранения, но и образования. Университеты и школы были вынуждены быстро освоить все цифровые инструменты, которые им и раньше были доступны, но в которых как-то не было необходимости. И вот, госэкзамены прошли, дипломы все защитили, впереди приемная кампания. Пока у вузов есть время до осени, чтобы прийти в себя и осмыслить вынужденный цифровой «марш-бросок», который с ними произошел весной, и решить, как жить дальше.

Какие цифровые инструменты, какие практики сохранить и продолжать использовать и внедрять, как менять процессы внутри университетов, чтобы быть готовыми к следующим кризисам, а в том, что они будут и могут быть такими же неожиданными, никто уже не сомневается. Какие тренды наблюдаются в высшем образовании по всему миру и что делать вузам сегодня, чтобы быть готовыми к завтрашнему дню, рассказывает генеральный директор Университета 2035 Василий Третьяков.

Как цифровые технологии повлияли на образование?

Период самоизоляции был достаточно коротким с точки зрения становления новых технологий. За 3 месяца все образовательные организации так или иначе перешли в онлайн: кто-то начал обучение с помощью онлайн-ресурсов, кто-то просто перешел на дистанционный формат. В каких-то университетах всех преподавателей обязали пользоваться одним набором инструментов. Где-то оставили выбор за педагогами.

Согласно нашему небольшому опросу, большинство представителей вузов готовы использовать цифровые сервисы и инструменты дистанционного обучения, когда пандемия закончится. Полностью переходить в онлайн, конечно, никто не собирается. Кто хотел, и так там работает. Но то, что вузам и преподавателям следует расширять свои компетенции и владеть разными цифровыми и аналоговыми инструментами и сервисами, согласны все.

Тренды

— Обеспечение «устойчивости». Большинство вузов понимает свою устойчивость к внешним воздействиям как комплексное свойство учебного процесса. Обстоятельства, которые будут влиять на учебный процесс, будут разными: сегодня мы не имеем возможности заниматься в аудиториях из-за коронакризиса, а завтра может случиться что-то еще и недоступной станет уже цифровая среда. Способность образовательной организации к гибридной среде и быстрому переключению с одного формата на другой без потери ритма и качества станет ключевой. Устойчивыми будут организации, которые легко сочетают любые форматы обучения и осознано между ними переключаются.

— Повышение мотивации и вовлеченности. Сегодня это главное, если студент не понимает, что и зачем он делает, и если у него нет мотивации учиться, то образовательные технологии и контент могут быть сколь угодно современными и актуальными, осваиваться они, увы, не будут.

— Обновление содержания программ. Скорость изменения технологий и потребности в новых компетенциях у выпускников выше, чем скорость изменения образовательных программ. И без цифровых технологий синхронизировать их не удастся. Обновление возможно за счет сетевого взаимодействия вузов, вовлечения новых игроков, использования контента и компетенций бизнеса и технологических компаний.

— Оптимизация затрат времени. Сейчас переход в цифру повысил трудоемкость занятий. Преподаватели (да и студенты) тратили больше времени на подготовку, на то, чтобы освоиться и привыкнуть к новым инструментам. Но если цифровые технологии отстроены правильно, они, наоборот, экономят время. И речь не только о том, что вы не тратите 2 часа на дорогу в университет.

Что делать университетам? 4 задачи по цифровизации

Применение смешанных технологий обучения. Речь идет о совмещении онлайн-обучения с очным. Это очень непростой процесс, важно соотносить, где какой формат эффективнее. Если мы хотим, чтобы технологии положительно влияли на образовательный процесс, преподаватель не должен превращаться только в онлайн-лектора, как это произошло сейчас, поскольку взаимодействие в цифровой среде может быть гораздо более серьезным. Это совместная работа с контентом, его разметка. Важно создавать сообщество людей, которые изучают одну тему.

Решения:

— опросы и микрозадания для аудитории: menti.com, pollev.com, wooclap.com

— совместная работа над задачами: Learning Catalytics

— взаимодействие в контексте цифровых ресурсов: nowcomment.com, perusall.com

— разметка контента: Fire.to, Webinar.ru

— проект «Цифровые двойники» по созданию симуляторов, тренажеров и цифровых моделей

Персонализация и практикоориентированность. Сегодня под персонализацией в большинстве случаев понимают выбор курсов в составе основной образовательной программы.

Но персонализация гораздо шире, это тотальная возможность каждого обучающегося собирать свою индивидуальную образовательную траекторию из всего, что сегодня доступно в мире.

Сейчас многие вузы сталкиваются с проблемой: если университет вводит персонализацию на 10–20% своей образовательной программы, он не может составить расписание. Асинхронность обучения, которая позволяет студентам осваивать программу в оптимальном темпе и наполнять ее актуальными для них модулями и курсами, достигается за счет онлайна.

Второй важный сюжет — это создание социальных сред, где обучающиеся обмениваются мнениями и результатами обучения, рекомендациями ресурсов, курсов и преподавателей.

Решения:

— Проектно-образовательные интенсивы Университета 2035 в 30 вузах: командная работа над технологическими проектами и персональная траектория развития каждого студента на цифровой платформе — intensive.2035.university

— Среда социального взаимодействия при работе с цифровыми подборками ресурсов — steps.2035.university

Сетевое взаимодействие и вовлечение бизнеса. Сегодня человек уже не может развиваться в рамках одной образовательной программы. Будущее за обучением в сети образовательных организаций, технологических компаний, цифровых платформ.

Онлайн сделал возможным обучение одновременно в разных университетах, но пока такое сотрудничество между вузами не системно, поскольку системность требует административных затрат и доверия между вузами.

И тут важную роль может сыграть анализ цифрового следа, который служит объективным подтверждением результатов обучения.

Решения:

— Ряд университетов (например, УрФУ) используют онлайн-курсы других вузов как модули программы (майноры)

— Сетевой проект «Искусственный интеллект» — ai.2035.university — объединяет более 100 вузов и более 10 000 студентов

— Университет 2035 предлагает «пакетный» формат приобретения доступа к контенту и модулям

— В 2020–2021 учебном году Университет 2035 запускает сетевые модули по технологиям НТИ

Работа с данными, аналитика, элементы ИИ. Это важная и пока самая сложная для университетов задача. Многие только начинают работать с данными и собирают свои дата-сеты, показывает наш опрос. Элементы искусственного интеллекта применяются в единичных случаях и для решения конкретных задач. Но тот, кто первым научится принимать эффективные управленческие решения на основе данных и будет знать о своем студенте и преподавателе все, что требуется для учебного процесса, станет лидером цифровой трансформации системы образования.

Решения:

— Проектно-образовательные интенсивы Университета 2035 — intensive.2035.university

— Школа «Education data-engineer» сообщества Университета 2035 — studio.2035.university/ede

Источник: VC.ru