Эксперт НТИ: С технической точки зрения мы готовы к прорыву в VR

11.02.2019
О том, что технологии виртуальной реальности уже сейчас перестали быть просто игрушкой и работают в различных сферах, от образования до реабилитации пациентов хирургии, рассказал студентам и выпускникам ТГУ Александр Лукичев, директор Центра НТИ по нейротехнологиям и VR/AR.

О том, что технологии виртуальной реальности уже сейчас перестали быть просто игрушкой и работают в различных сферах, от образования до реабилитации пациентов хирургии, рассказал студентам и выпускникам ТГУ Александр Лукичев, директор Центра НТИ по нейротехнологиям и VR/AR.

Встречу с экспертом организовали в САЕ «Институт человека цифровой эпохи».

Найти свою нишу — и захватить лидерство

— Раньше у меня, как и у многих наших сограждан, был скепсис по поводу развития технологий в России. Но уже несколько лет я занимаюсь бизнесом в сфере VR и вижу, как развивается эта технологическая среда. Стало понятно, что наша задача — не обогнать супергигантов, не создавать копии в попытках сделать лучше. Российские разработчики находят свои узкие ниши, в которых уже сейчас захватывают мировое лидерство, — рассказывает Александр Лукичев.

Эксперт подчеркнул, что сегодня VR-технологии перестали быть «хайповой» темой сами по себе. Проекты с использованием VR претендуют на то, чтобы улучшать качество жизни в глобальном масштабе, и поэтому специалисты по виртуальной реальности становятся частью большой проектной команды. Например, сейчас Центр НТИ по нейротехнологиям и VR/AR ищет возможности для интеграции костюмов VR-погружения, созданных вместе с белорусскими коллегами, в обучение промышленной безопасности и в реабилитационные технологии для тех, кто перенес инсульт или нейрохирургические операции.

— Виртуальная реальность — это часть проекта, которая помогает создать пространство для передвижения пациентов, воспроизводит нативную среду. То есть без нее можно и обойтись, но это очень полезная и важная «вишенка на торте». Аналогов этой системе реабилитации нет во всем мире, и это создано в России — в том числе при участии томских медиков, — говорит Лукичев.

Технологии есть. Нужен контент

Один из самых актуальных вопросов сегодня — проникновение VR/AR в образование. Доказано, что эффективность обучения с использованием сквозных технологий, к которым относят виртуальную и дополненную реальность, превосходит традиционные способы передачи знаний. Создание учебников с применением этих технологий — это пройденный этап, уверен эксперт, потому что такие учебники, несмотря на инновационный формат, продолжали транслировать традиционные подходы к обучению и не совершили никакого переворота. VR и AR должны стать совершенно новым каналом передачи обучающего контента. Один из примеров — VR-костюм для обучения поведению в ЧС на промышленном предприятии, созданный при поддержке Центра НТИ. А о многих вариантах использования VR/AR в образовании мы пока даже не догадываемся.

— Цикл проникновения новой технологии в жизнь стремительно сокращается. Буквально за 10 лет совершенно изменилась индустрия, например, мобильных технологий. Где сейчас пейджеры? аудиоплееры? кнопочные телефоны? Появление первого «айфона» стало переворотом, но сейчас мы только так и представляем себе смартфон. Потому что трансформировалось наше сознание, — отмечает эксперт.

Как считает Александр Лукичев, оно и дальше будет меняться, причем у детей еще быстрее:

— Они-то уже родились с планшетом в руках. И массовое использование продуктов с VR/AR я вижу в горизонте 5-7 лет, не более. С инженерной, с технической точки зрения мы уже готовы к прорыву. Но пока очень мало контента, который соответствовал бы этим технологиям, использовал все их возможности. Вот когда технологии и контент сойдутся на одном уровне, тогда и произойдет серьезный сдвиг. И все эти VR-очки, костюмы и прочее станут естественными спутниками человека. Как стал смартфон, — заключил Лукичев.

Потенциал VR-технологий для образования успешно осваивается в ТГУ. Так, совместно с IT-компанией Rubius вуз реализует проект «Виртуальный университет 4.0», где учащиеся работают с интерактивными 3D-моделями оборудования и отрабатывают механику важных процессов, а преподаватели — создают интерактивные курсы на базе библиотеки моделей и инструментов.

Центр Национальной технологической инициативы (НТИ) по нейротехнологиям и технологиям виртуальной и дополненной реальностей был основан на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в 2018 году. Центр занимается созданием продуктов и исследованиями в области VR/AR.

Источник: Томский государственный университет